Вторая Мировая война затронула почти все семьи в мире, оставив горький след в истории всего человечества. В наши дни сложно представить, что такое война и как выжить в ее период. Ужасные потери, которые до сих считаются военным историками, непостижимы. Свои воспоминания о тех страшных годах нам передают пережившие их наши близкие. В каждой семье рассказы о героизме людей передаются из уст в уста, как сказания и былины. И ты понимаешь, что просто обязан гордиться такой историей и ни за что в жизни не допускать осквернения прошлых побед, рассказывать истинную правду о великой Победе. Сегодня своими воспоминаниями о военном лихолетье с нашими читателями делятся те, чье детство оказалось опаленным большой войной.

3 года рабства на фабрике с «цветочным» названием

Все эти девушки были угнаны в Германию, в том числе и моя мама. Фото из домашнего архива Л.Мосиенко

Моя мама, Надежда Борисенко (девичья фамилия), в декабре 1942 года была угнана в Германию. Ей было в это время 17 лет.

В качестве даровой рабочей силы она попала на фабрику “Астра” в городе Хьегенд.

Спрос с них на фабрике был жесткий, а бытовые условия – на грани выживания:  жили невольники в бараках, кормили их плохо: 3 года одна баланда, никуда не выпускали. Тяжело было морально: женщины-немки обращались с ними, как с рабами. Но когда началось наступление советских вой­ск, им стали давать деньги — марки, и стали выпускать в город.

На этой фабрике, рассказывала мама, действовала подпольная группа, которая установила связь с русскими. Подпольщики сообщили им, где находится этот объект –  чтобы наших людей не бомбили. Но немцы узнали о группе; двум человекам это стоило жизни:  расстреляли дочь и мать.
Когда девушки с фабрики выходили в город, они  покупали еду и ходили бросать ее заключенным, находящимся за колючей проволокой. Это было строжайше запрещено, в них стреляли, но они все равно делали это.

 Когда в 1945 году невольников освободили, каждый добирался до дома как мог. Моя мама — голодная, холодная, проделала этот путь почти пешком — на телеге подвезут немного, и то хорошо.

Вернулась мама в свою деревню Обрубь в Белоруссии, а там голод. Как действовать дальше? Выход подсказала сама жизнь: была объявлена вербовка на подъем хозяйства в Эстонии, и мама решилась на переезд. А папа был направлен сюда как военный надзиратель за пленными. Вот так они и встретились, познакомившись в столовой.

2 года назад  мамы не стало… Но до конца своей жизни она с болью вспоминала, что им пришлось пережить. Это полный набор всех кошмаров вой­ны: бомбежки, голод, страх, холод, нищета.  

 

Любовь МОСИЕНКО

3 года рабства на фабрике с «цветочным» названием

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *